Межрегиональный Союз Жителей: «Что нужно менять в жилищном законодательстве»
| |

27 мая по инициативе Межрегионального общественного движения «Союз жителей», созданного 30 сентября 2007 года и объединяющего актив ТСЖ, домов с непосредственным управлением, домовых комитетов в 40 регионах России, проводился «круглый стол» по теме: «Управление многоквартирными домами: что нужно изменить в законодательстве?». Двадцать лидеров региональных объедений жителей – от Калининграда до Иркутска – высказали прессе и чиновникам свои претензии и предложения по изменению жилищного законодательства. Дело в том, что Жилищный кодекс, одной рукой провозглашая принцип жилищного самоуправления, другой рукой всячески препятствует реализации этого права.

Круглый стол организовал Олег Шеин, председатель Совета партии «Справедливая Россия» по жилищной политике и сопредседатель "Союза жителей". Участвовали со стороны жилищных активистов: Валентина Воронина (Союз жителей Астрахани, объединяющий 1200 домов в непосредственном управлении), Ирина Каверина («Школа Управляющих ТСЖ» Санкт-Петербурга), Евгений Козлов («Надежный Дом», С-Пб), Игорь Вихорев (председатель правления ТСЖ "Краснополянская 3, выигравший суды по возврату общего имущества дому), Андрей Коновал (движение домкомов Ижевска, которое вынудило местные власти разработать порядок передачи домов в управление), Татьяна Комарова (Совет домовых комитетов Тулы), Наталья Ермолина (координатор движения «Союз ТСЖ Новосибирска»), Татьяна Буркова («Ассоциация владельцев жилья» г. Самары), Радмир Янгиров  (Общественное движение в защиту жилищных прав г.Уфы), Константин Рогозин (Алтайская краевая ассоциация собственников жилья, известная своей борьбой с коммунальными монополистами), Игорь Быстрицкий (председатель ТСЖ Согласие-2 в Калининграде), Евгений Еремеев (Координационный совет инициативных групп г. Иркутска, имеющий большой опыт борьбы с уплотнительной застройкой), Марк Грудский (уполномоченный дома в непосредственном управлении г.Железнодорожного Московской области) и московские активисты, в том числе от Института «Коллетивное Действие». Также выступила со стороны жителей депутат Госдумы Галина Хованская.

С другой стороны круглого стола располагались: Сергей Сиваев (Фонд «Институт Экономики города», который известен в народе тем, что он считается автором нового Жилищного кодекса), Александр Дронов (директор Департамента жилищной политики Минрегиона России), Андрей Чибисов (представитель Фонда содействия реформированию ЖКХ) и ряд других чиновников.

Сначала выступили "единым фронтом" жилищные активисты. Суть проблем, которые они подняли – раз государство себя избавляет от ответственности по управлению многоквартирными домами (да и управляло оно не так уж  «эффективно»…), люди готовы взять свои дома в самоуправление, но государство, на словах заявляя о поддержке жилищной реформы (чтобы потребители сами выбирали обслуживающие фирмы и прочее), на деле ставит все новые и новые барьеры. Пожалуй, впервые за всю историю реформы ее идеологи в виде администраторов из Правительства и правительственных экспертов встретились с правоприменителями в лице жилищных активистов, представляющих десятки тысяч домов.

Активисты затронули основные проблемы: необходимость дать жителям возможность заключить договора напрямую с коммунальными службами, какая бы ни была форма управления, обязать монополистов заключать индивидуальные договора, упорядочить вопрос о бесплатной передаче придомовой территории в общую собственность жителей дома, остановить распродажу общей собственности жителей (подвалы, чердаки…), упорядочить процедуру передачи домов в управление (с обязательным актом технического состояния дома), признать на деле непосредственное управление как равную с другими форму управления ( включить НУ в федеральную программу о капремонте). И главное – законодательно установить ответственность чиновников за нарушение норм Жилищного кодекса.

Чиновники и эксперты от правительства слушали, слушали, и потом высказались сами. И стало очевидно, что они не услышали.

Сергей Сиваев (Фонд экономики города), после того, как назвал себя «независимым» экспертом (а не экспертом правительства, как его «по ошибке» назвал Олег Шеин, который вел круглый стол), стал объяснить жилищным активистам, что основная его позиция (и идеальная схема реформирования ЖКХ) состоит в том, чтобы весь жилищный фонд передать управляющим компаниям. Даже ТСЖ – это хорошо, если будет только посредником между жителями и УК. Почему? Потому что управлять должны «профессионалы». А жители, понятное дело, безответственные любители (этого он не говорил, но и так понятно было). Хотелось спросить: а ЖЭКи, которые брали деньги на ремонт домов и ничего не делали – ответственные профессионалы? А частные конторы с уставным капиталом в 10000 рублей – ответственные профессионалы? А чем жители, которые болеют за свой дом и заботятся о том, сколько и за что платить, не профессионалы?

Превзошел всех своей «вежливостью» молодой представитель Фонда содействия реформированию ЖКХ Андрей Чибисов, который сразу, в начале своего выступления, начал высмеивать самоуправленцев, спрашивая их, как они решают вопрос с вывозом мусора. Не отвечайте, тут же продолжил он, я знаю – вываливаете мусор в конце улицы! На что люди отреагировали громко и возмущенно.

Вот таким образом и происходит «диалог» между чиновниками и общественниками.

После этот представителю Минрегиона не было что сказать, он только призвал всех наладить диалог без взаимный оскорблений. И отметил, что раз государство выбрало такой путь в жилищной политике, то надо с этим мириться и пытаться приспосабливаться…

В общем, если в целом оценить мероприятие, то оно было небесполезно. Во-первых, впервые чиновники увидели в лицо тех, кому они усложняют жизнь, и с кем им придется еще часто сталкиваться, будь то в кабинетах или на улицах. Во-вторых, жилищные активисты получили опыт общения с авторами и исполнителями нынешней жилищной политики. Смогли убедиться в том, что борьба за жилищное самоуправление будет еще очень и очень долгой. В-третьих, стало понятно (особенно в ходе утреннего собрания активистов), что уже сложилось сообщество жилищных активистов из разных регионов, которые установили горизонтальные связи между собой, набирают колоссальный опыт противостояния, судебной практики и ведения переговоров. Позиция общая – дома и придомовые территории должны контролировать самоорганизованные жители. Не готовы пока чиновники пойти на встречу, это понятно – они идут противоположным путем, путем приватизации жилищного фонда и оттеснения жителей от управления денежными потоками и общей собственности на землю. Однако они забывают о том, что все больше и больше людей понимают суть этой политики и начинают бороться. Они не учитывают процесс формирования движения жилищного самоуправления, не учитывают, что, ставя препятствия на пути к самоуправлению, они могут этим еще больше разозлить людей. Наконец, они не думают о том, что насаждение безответственных управляющих компаний однозначно приведет к обострению проблем: впереди все больше и больше случаев отключения от электричества и тепла, как бы добросовестно не платили сами жители за ЖКУ, впереди волна выселений. Значит, в будущем общество ждет волна протестных движений. И тогда посмотрим, как чиновники будут вести «диалог» с жилищными активистами.

ИА «ИКД»

Рекомендации «Союза Жителей»

В соответствии с Жилищным Кодексом, собственники многоквартирных домов имеют право выбрать форму управления своим домом, позволяющую самостоятельно контролировать расходование средств на техобслуживание и иметь договорные отношения с коммунальными организациями. По состоянию на 1 января 2008 года этим правом воспользовалось около половины жителей многоквартирных домов, причем форму договора с Управляющей Организацией выбрало 20% из них, Непосредственного Управления - 18%, ТСЖ-2,6%.

В сентябре 2007 года председатели ТСЖ, уполномоченные домов с НУ на Конгрессе в Астрахани создали общероссийское общественное движение «СОЮЗ ЖИТЕЛЕЙ», добивающееся ряда поправок в Жилищный Кодекс и смежные с ним законы. Эти поправки поддержаны фракцией «Справедливая Россия».

Они во многом совпадают с поправками, подготовленными группой депутатов во главе с Г. Хованской, О.Шеиным и внесенными в Государственную думу еще два года назад. Прошло первое чтение, а второго чтения все нет и нет…

Рекомендации "СОЮЗА ЖИТЕЛЕЙ":

* Предоставление жителям многоквартирных домов вне зависимости от формы управления домами права прямых расчетов с ресурсоснабжающими организациями.

*Изменение норм 185-ФЗ в части распространения его на дома с НУ, ограничения доли собственных платежей жителей при проведении капитального ремонта 5% от сметной стоимости, обеспечение гласности при составлении списков капремонта, обязательной приемки работ уполномоченными от жителей домов (в случае, если дом управляется УК).

* Изменение норм Земельного Кодекса РФ с тем, чтобы придомовая территория определялась в соответствии с Постановлением Правительства N1223 без расширительного толкования территорий общего пользования, а также предварительное межевание земли в случаях т.н. «уплотнительной застройки».

* Отмена постановления 3020-1 Верховного Совета СССР как противоречащего нормам ст. 36 ЖК РФ, а именно, препятствующего оформлению в общую долевую собственность собственников многоквартирных жилых домов подвалов, чердаков и т.д.

* Определение порядка передачи документации при смене формы управления домами или смене управляющей компании, обязательное хранение документации по домам в муниципальном архиве.

* Определение порядка реализации норм ЖК РФ в новых домах.

* Формирование единой терминологической базы, исключающей множественное толкование норм жилищного законодательства.

* Установление особенной ответственности чиновников при нарушении права жителей на выбор формы управления, распоряжение общим имуществом и т.д.

* Возврат приватизированных общежитий в государственную, муниципальную собственность с тем, чтобы исключить выселение добросовестных плательщиков - жителей общежитий - при смене собственников зданий.

Дополнительная информация по теме:

Состояние жилищного фонда (информационный материал предоставлен Росстроем)

Жилищный фонд Российской Федерации составляет более 30% всего воспроизводимого недвижимого имущества страны и насчитывает 3,0 млрд. кв. метров общей площади, на долю муниципального и государственного жилищного фонда приходится 20,1%, частного - 79,7%.

В результате процесса передачи ведомственного (государственного) жилищного фонда в муниципальную собственность доля государственного (ведомственного) жилищного фонда сократилась с 898,0 млн. кв. метров в 1992 году и в настоящее время до 166,6 млн. кв. м или 5,5% всего жилищного фонда страны.

Благоустройство жилых домов в России характеризуется следующими основными видами инженерного обеспечения: водопроводом - 75,9%; водоотведением (канализацией) - 71,8%; отоплением - 80,5%; горячим водоснабжением – 63,4%; ваннами - 65,6%; газом - 69,9% и напольными электроплитами – 17,7%.

Более 300 млн. кв. метров всего жилищного нуждается в неотложном капитальном ремонте и переоборудовании коммунальных квартир для посемейного заселения; 250 млн. кв. метров в реконструкции. Около 20% городского жилищного фонда еще не благоустроено, а в малых городах каждый второй дом не имеет полного инженерного обеспечения.

В 2003 г. капитально отремонтировано жилых домов 29,5 млн. кв. м или 1,0%, в 2007 г. - только 23,3 млн. кв. м или –0,8% при ежегодном нормативе 4-5 процентов.

 Недостаток реальных средств, как бюджетных, так и средств проживающих в жилых помещениях многоквартирных домов  из года в год увеличивает подлежащий сносу ветхий и аварийный жилищный фонд с износом более 70 процентов. Если в 2003 году таковой составлял 91,3 млн. кв. метров, то в настоящее время он насчитывает 95,1 млн. кв. метров или 3,2% от всего жилищного фонда.

О преобразованиях в системе управления  многоквартирными домами

По состоянию на 1 января 2008 года с выбором способа управления в целом по Российской Федерации определились собственники помещений свыше 1 млн. многоквартирных домов.           

Доля многоквартирных домов,  в которых собственники помещений выбрали и реализуют способ управления данными домами, в целом по России составила 42,2 %. Наиболее высокий этот показатель в  регионах Приволжского (58,3%), Южного (49,2%) и Сибирского (48,9%) федеральных округов, наиболее низкий - в Северо-Западном (21,4 %) и Дальневосточном (26,8%) федеральных округах.     

Следует отметить, что собственники помещений в многоквартирных домах при выборе способа управления отдают предпочтение управляющим организациям. Прежде всего, это связано с необходимостью привлечения к этой сфере деятельности профессиональных кадров, имеющих значительный практический опыт работы, в том числе и с предприятиями-поставщиками коммунальных услуг (ресурсов). Определенную роль играет и активная позиция местных администраций, с одной стороны понимающих всю ответственность управляющих организаций за состояние жилых домов, с другой – часто обоснованная боязнь отдать в руки многоквартирные дома фирмам не только мало известным на рынке жилищных услуг, но и недостаточно квалифицированным. Тем более что времени на адаптацию у таких организаций нет, и вопросы эксплуатации дома требуют ежедневного непрерывного отслеживания поставки услуг и их надлежащего качества.

На начало текущего года доля многоквартирных домов, избравших управляющие организации,  в среднем по Российской Федерации составила 20,9% от общего числа многоквартирных домов, собственники помещений которых должны выбрать способ управления данными домами.

Удельный вес  многоквартирных домов, где выбрано непосредственное управления данными домами, в среднем по Российской Федерации составил 18,7 %. Не последнюю роль в этом играют сельские поселения и районы, где зачастую преобладают 2-4-х квартирные дома, расположенные в отличие от городов менее компактно.

На долю многоквартирных домов, собственниками помещений которых выбран способ управления товариществами собственников жилья, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, в среднем по Российской Федерации приходится 2,6 % от общего числа многоквартирных домов, собственники помещений которых должны выбрать способ управления этими домами.

В 60%  многоквартирных домов управляющие организации имеют частную форму собственности.   При этом собственниками преимущество (77,2%) отдано частным управляющим организациям  с долей не более 25%, находящейся в муниципальной или государственной собственности.

К текущему моменту в Российской Федерации создано более 25,3 тыс. товариществ собственников жилья, общая площадь управляемого ими  жилищного фонда составила около 8,2 % от общей площади многоквартирных домов.

За время, прошедшее после введения в действие ЖК РФ процесс создания ТСЖ несколько активизировался. Если в 2004 году функционировало 9,7 тыс. ТСЖ, в 2005 году – 12,2 тыс., 2006 году –20,2 тысяч, то в 2007 году –  25,3 тысячи.

Хотя процесс создания ТСЖ идет более медленными темпами, чем хотелось бы, ввиду, прежде всего, состояние жилищного фонда, более 70% которого нуждается в ремонтных работах, включая капитальные, тем не менее формирование общего имущества многоквартирного дома именно в условиях ТСЖ наиболее реально. Немаловажным фактором является закрепление придомовой территории за собственниками конкретного многоквартирного дома. С одной стороны, наличие ТСЖ и его управляющих органов, объединяющих интересы собственников здания, стимулирует формирование земельного участка. С другой стороны, нельзя не отметить сложности регистрации земли, вызванные излишней бюрократизацией данного процесса на местах. На сегодня, как минимум, для ТСЖ важно знать, что первым шагом решения данного вопроса является подача соответствующих заявок в территориальные органы Роснедвижимости. Дальнейшая работа конечно должна проводиться при участии органов местного самоуправления. Безусловно, внесение земельного участка, как неотъемлемой части общего имущества многоквартирного дома, в Единый  реестр прав на  недвижимое  имущество и сделок с ним, определяет во многом и судьбу самого ТСЖ, поскольку создает материальную основу его функционирования. 

Процесс создания товариществ собственников жилья  сдерживается рядом объективных факторов, преодоление которых представляет собой серьезную задачу. Это, прежде всего, связано с состоянием существующего жилищного фонда. Граждане  готовы принять в управление жилищный фонд только после проведения капитального ремонта. Однако,  органы местного самоуправления зачастую не имеют возможности это сделать ввиду ограниченных средств местных бюджетов. Товарищества собственников жилья оказываются в  худших условиях  по сравнению с муниципальными организациями, выполняющими аналогичные функции управления жилищным фондом.

Существенные  сдвиги  в процессе создания ТСЖ должны произойти с введением Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», определившего основные принципы бюджетного софинансирования капитального ремонта многоквартирных домов, направленные на формирование эффективных механизмов управления жилищным фондом, в том числе стимулирование роста количества ТСЖ. 

Статьей 14 Закона № 185-ФЗ определены условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда. Одним из важнейших критериев получения финансовых средств на проведение капитального ремонта жилых домов является обязательное наличие нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, направленных на формирование благоприятных условий для образования и деятельности ТСЖ. Более того, доля ТСЖ как способа управления многоквартирными домами должна составлять от 10 до 20% в период, начиная  с 2010 года и включая 2011 год.

 Как видим, государство впрямую ставит вопрос об участии самих ТСЖ в региональных и муниципальных программах по капитальному ремонту жилья и более того, создает стимул к развитию данного способа управления многоквартирными домами, как одного из наиболее эффективных. В этом смысле ТСЖ наряду с управляющими организациями поставлены в равные условия и первым шагом в возможном получении финансовой поддержки должна стать инициатива самих ТСЖ и решение общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах.

Предложения по совершенствованию нормативной правовой базы

В целях внедрения механизмов стимулирования эффективного управления многоквартирными домами считаем необходимым в первоочередном порядке:

* Подготовить законопроект о внесении изменений и дополнений в Жилищный кодекс Российской Федерации в части закрепления за представителями органов местного самоуправления как собственников неприватизированных квартир обязанности при проведении общих собраний по выбору способа управления многоквартирным домом поддержать большинство проголосовавших на собрании.

* Рассмотреть необходимость разработки и принятия нормативных правовых актов, регулирующих порядок и сроки формирования земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, в размерах, обеспечивающих полноценную эксплуатацию многоквартирного дома, и за счет средств местных бюджетов.

* Разработать методические рекомендации по планированию работ по содержанию общего имущества и расчету размера общих расходов, обеспечивающего финансирование капитального ремонта и модернизацию дома;

* Популяризировать лучший опыт по внедрению новых форм управления.

* Разработать примерную программу профессиональной подготовки и переподготовки управляющих многоквартирными домами.

* Проводить информационно-разъяснительную работу о преимуществах выбора того или иного способа управления многоквартирными домами.

Дополнительная информация: 692-98-38, 8-926-237-99-77

Ссылки по теме:

Создано российское движение жилищного самоуправления

Жилищные активисты соберутся в Москве на круглом столе и поднимут вопрос о необходимости изменить жилищное законодательство

Создано российское движение жилищного самоуправления

Создано движение жилищного самоуправления в Новосибирске

Астрахань в авангарде жилищного самоуправления

Общемосковское движение «Жилищная солидарность» создано

В Саратове создан "Народный жилищный форум"

На конференции в Перми создано городское движение жителей

В Ижевске создано движение домовых комитетов

 

опубликовано: 12:32 28.05.2008 | Войдите в систему, чтобы получить возможность отправлять комментарии | Версия для печати
штукатурка машинным способом
Поиск
  Вход

Rambler's Top100 Service


коды наших баннеров

 

 


 

LabourStart


 наши друзья

vpered.org.ru

Автономное Действие

Левый Фронт

Революционная Рабочая Партия
 
 
Перейти на сайт Смолина Олега Николаевича

Справедливо-онлайн

 РАБОЧАЯ БОРЬБА - Сайт настоящих профсоюзов

 

Трудовые Права
 

 

Социалисты Владивостока