Закон о капитальном ремонте – гигантский обман жилищного движения
|

Последняя выходка власти не уступает по наглости и мошенничеству предыдущим аферам – монетизация льгот и принятие нового Жилищного кодекса. Речь о создании специального «Фонда содействия реформированию ЖКХ». Соответствующий закон, который Дума должна окончательно принять на этой неделе, не только создает очередную монополию в экономике, на этот раз – в сфере ЖКХ, которая теперь будет принадлежать, по российской традиции, «частным лицам» во власти, не только предоставляет возможность чиновникам разворовывать выделяемые на цели капремонта 250 млрд. рублей, но еще и служит объявлением войны со стороны власти против любой попытки самоорганизации и самоуправления со стороны общества.

При первом чтении, которое прошло 15 июня, законопроект был принят за 15 минут. Уже 2 июля состоялось заседание профильного Комитета Госдумы (по промышленности, строительству и наукоемким технологиям, председатель - Мартин Шаккум, Единая Россия), где были утверждены поправки ко второму чтению. Несмотря на предварительные заверения М. Шаккума о том, что поправки критически настроенных депутатов (в частности О.Шеина и Г.Хованской) будут «учтены», они все были отклонены. Более того, текст законопроекта еще ухудшился по сравнению с тем, что было в первом чтении. В нарушении регламента Госдумы, второе чтение состоится уже 4 июля, а третье – 6 июля. Затем Думцы пойдут в «заслуженный» отпуск. Нет сомнения в том, что текст будет принят в том варианте, в котором его утвердил Комитет, где подавляющее большинство за «Единой Россией».

Судя по всему, здесь не обошлось без сильного давления со стороны администрации Президента, которая стояла за скорейшее принятие документа в том виде, как он представляется ко второму чтению. Ни срочные телеграммы жилищных объединений, ни усилия оппозиционных депутатов не подействовали. Очевидно, крупная ставка и конкретные интересы стоят за всем этим. И анализ содержания закона явно показывает, какие именно.

250 млрд. чиновникам

Самое очевидно – Фонд создан без возможности для кого-либо (даже для правительства) контролировать, что делаются с деньгами, кому они пойдут, и сколько миллиардов пойдут действительно на капремонт. Разумеется, «общественность» в лице жилищных объединений, полностью отсечена от контроля.

Частная монополия ЖКХ для местных властей

Средства на капремонт будут распределены не по критериям состояния жилищного фонда, а при условиях, что региональные власти будут приватизировать коммунальную систему и передавать жилищный фонд частным управляющим компаниям. Это уже было в первом чтении, новшество состоит в том, что деньги пойдут исключительно тем фирмам, которые будут «одобрены» региональной властью. Даже дуракам понятно, что получат эти деньги те же ЖЭКи или ДЕЗы, правда, уже в виде акционерных обществ, принадлежащих муниципальным чиновникам, правда, уже в качестве «частных лиц». Простыми словами, это означает а) приватизацию водопроводов, теплопроводов, электросетей; б) приватизацию управления многоквартирных домов; в) не просто приватизацию, а «прихватизацию» ЖКХ приближенными к власти лицам; г) не просто «прихватизацию», а монополию на ЖКХ в пользу этих самых приближенных к власти лиц. Никто из конкурентов «со стороны» не будет допущен к кормушке.

Смертный приговор Непосредственному управлению

Из всех возможных форм управления, существующих в Жилищном кодексе, две являются более-менее демократичными и позволяют хотя бы отчасти спасти дом от частных аферистов – это ТСЖ и Непосредственное управление. ТСЖ допущены законом о создании Фонда в качестве возможных получателей, но, разумеется, при условии, что они будут «одобрены» местной властью и согласятся передать полученные деньги на капремонт фирмам, выбранным этой же властью.

А дома в непосредственном управлении (НУ) вообще исключены из списка домов, потенциальных претендентов на капремонт. И это отнюдь не случайно. В администрации Президента не хотели услышать об этой форме и поправка депутата Олега Шеина, который пытался исправить ситуацию по этому пункту, встретила железное сопротивление. Скорее, НУ попала «по ошибке» в Жилищном кодексе, когда государственные чиновники еще не подозревали, что могут находиться жители, «обнаглевшие» до такой степени, чтобы увести дом с чиновнической кормушки и перейди на самоуправление. После принятия закона о капремонте эта «ошибка» будет исправлена. Мало найдутся желающих взять разваливающийся дом на непосредственное управление (а среди домов в НУ как раз очень много таких), да и не повернется язык ни у одного активиста пропагандировать такую форму, которая сведет к нулю все надежды на государственное финансирование капремонта.

Больше всего денег получат частные управляющие компании, где отсутствует даже намек на самоуправление. Зачем это сделано предельно понятно. В случае перечисления денег на счета управляющих компаний жители не смогут проконтролировать их расходование, а уж о подписании акта приемки выполненных работ представителем жильцов и говорить не придется. В общем, деньги придут и будут доблестно освоены.

Пока чиновники от «Единой России» публично рассказывают о любви к жилищному самоуправлению, они на деле его уничтожает (свои карманы дороже!), решив не давать денег на капремонт домам, вышедшим в самоуправление. Назвать это иначе чем как подлостью со стороны государства нельзя. Власть, которая требовала от людей в сжатые сроки определиться с формой управления, сегодня наказывает тех, кто решил действовать, а не ждать у моря погоды. Это сильный удар по всему жилищному движению.

Обман жилищного движения

Подлость усугубляется еще и тем, что теперь у власти очень крупный аргумент – деньги на капремонт. Признание государством своего долга по несделанному капремонту – это был главный лозунг всех протестных акций последних двух лет. Это первое требование таких активных сетей в жилищном движении, как Союза Координационных Советов России (СКС). Теперь этот лозунг теряет всякий смысл. Власть всегда сможет сказать, что вот вам 250 млрд. на капремонт, чем вы недовольны? То, что этих денег не увидит и треть тех домов, нуждающихся в капремонте – это не аргумент для людей, надеющихся на лучшее. Более того, размахивая этими деньгами, власть получит возможность подчинить себе жилищное движение: «хотите деньги? Ведите себя спокойно и послушно!». Нет сомнения в том, что получат эти деньги именно те дома, где жители наиболее послушаны, или где председатель ТСЖ – «свой» человек. А всякие там митинги, протесты – это прямой путь к исключению себя из списка домов, подлежащих капремонту. Как в этих условиях будет развиваться жилищное движение, непонятно.

Что можно делать?

Будучи активными пропагандистами самоорганизации и самоуправления жителей, сотрудники «ИКД» возмущены (мягко сказано) наглостью власти. Мы констатируем, очередной раз, враждебную позицию власти в отношении всего живого, активного и прогрессивного в обществе. Однако, один удар – еще не конец противостояния. Как нанести контрудар? Ниже приводятся некоторые предварительные мысли, но призываем всех участвовать в дискуссии и поделиться мыслями.

1) Можно, конечно, выбрать форму ТСЖ. Но при этом надо быть знать все минусы этой формы и стараться максимально беречь себя от всех угроз, связанных с ТСЖ (коллективная ответственность за неплатежи, возможное злоупотребление со стороны нелегитимного управления, волокита с юрлицом…). Кроме того, при переходе дома в форму ТСЖ надо иметь твердые гарантии, что он будет отремонтирован.

2) Жилищный Кодекс позволяет людям в любой момент сменить форму управления, причем делать это можно неограниченное число раз. Можно, например, перейти на время в ТСЖ, а потом, при желании, выбрать Непосредственное Управление. Это тем более возможно, что первые деньги из Фонда пойдут не раньше летом 2008 года. Это то, что советует Олег Шеин жителям 700 домов, перешедших в НУ в Астрахани.

3) Можно пытаться подать в суд за дискриминацию и нарушение равенство всех перед законом (ведь если НУ – законная форма, нет законных оснований ее исключить из закона о капремонте). По этому пути намерена идти А.Хрустальная, уполномоченная дома в НУ из Перми.

4) Можно организовать массовую кампанию в своем городе и/или регионе, чтобы на этом уровне деньги на капремонт были распределены и расходованы при участии местного жилищного движения.

5) Можно НЕ голосовать за «Единую Россию» и за ту власть, которая так легко обманывает жилищное движение ради собственного бизнеса.

6) Необходимо продолжить и усилить кампанию за внесение поправок в Жилищный кодекс и теперь уже в закон о капремонте. Нет смысла требовать «отмены», поскольку никогда людям не удастся объяснить, почему надо отказаться от денег на капремонт, даже во многом иллюзорных.

7) Можно вести себя тихо, ничего не делать, по возможности «дружить» с властью и радоваться тому, что соседи из «бунтующих» домов отсечены от конкуренции, и рассчитывать на манну небесную. Но мы надеемся, что наши читатели не из той категории…

Карин Клеман, ИКД

P.S: Пришлите ваши соображения, комментарии и предложения! (info@ikd.ru)

Ссылки по теме (ЧТО МОЖНО ДЕЛАТЬ):

Капремонт, жилищное самоуправление, движение жителей: вопросы и ответы

Как защитить в суде своё право на ремонт жилья? Опыт из Калуги

Как добиться капремонта через суд. Анализ судебной победы в Ижевске

опубликовано: 18:52 03.07.2007 | Войдите в систему, чтобы получить возможность отправлять комментарии | Версия для печати
Поиск
  Вход

Rambler's Top100 Service


коды наших баннеров

 

 


 

LabourStart


 наши друзья

vpered.org.ru

Автономное Действие

Левый Фронт

Революционная Рабочая Партия
 
 
Перейти на сайт Смолина Олега Николаевича

Справедливо-онлайн

 РАБОЧАЯ БОРЬБА - Сайт настоящих профсоюзов

 

Трудовые Права
 

 

Социалисты Владивостока